Мы установили, что остров, лежащий в центре Ахтарского залива, назывался Санат. Что же означает это имя? Предварительные поиски дали пока три варианта ответа:
1) sanat – искусство, художество, творчество, мастерство, ремесло (пер. с турецкого);
2) sanat – лечение, исцеление (пер. с латинского, сравним: «Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat» - «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо, чего не излечивает железо, излечивает огонь» (Гиппократ «Афоризмы»));
3) санат – вечно (пер. с санскрита).
Итак, мы имеем в первом варианте остров Мастеров (художников, ремесленников), во втором – остров Исцеления, и в третьем – Вечный остров.
Если рассматривать первый вариант, то возможно, на острове Санат располагались ремесленные или художественные (например, гончарные, ювелирные или кузнечные) мастерские. Кроме того, по-турецки sanatkar означает ремесленник или художник. В слове СанАткар явно слышится Актар, как известно перестановка согласных в топонимах дело обычное.
Если второй, то можно, предположить, что на острове находились какие-то лечебные заведения, к примеру, грязелечебница, и тогда название острова принадлежит, скорее всего, генуэзцам, которые вели в наших краях активную торговлю.
Если же принять третий вариант, то он может быть связан с каким-то культовым объектом, относящимся, судя по языку, к наидревнейшим временам.
Не исключено, что существуют и другие расшифровки топонима.
Шерлок, стесняюсь спросить, во всех этих "редантах" под нашим носом разве никто не копался? А характер-то у меня - замечательный! Это просто у всех нервы какие-то слабые...
Шерлок, стесняюсь спросить, во всех этих "редантах" под нашим носом разве никто не копался?
Стесняться здесь нечего. Реданты наши перекопали изрядно и археологи, и охотники за сокровищами. Но отчеты ученых трудно сыскать, а гробокопатели, понятно, о своих подвигах скромно умалчивают. Знаю, года два назад раскопали курган, где-то под Роговской. Нашли битый горшок, скелет женщины и ребенка. Положили две конфетки, чтобы духов умилостивить и закопали обратно. Желанных сокровищ не нашли.
Мы установили, что остров, лежащий в центре Ахтарского залива, назывался Санат
Основываясь на Идриси? Сборщике рассказов? О Рукописи которого мы судим по ее "копиям"?
Вы может и установили. Очень впечатлительны? В древней Греции были люди, лично знавшие путешественников которые побывали на краю земли и видели китов. Ну, хотя бы их хвост.
Прежде, чем ерничать, следовало бы повнимательней читать мою переписку с НеучЪем. Существование о. Санат установлено на основании данных из "Атласа Российского" 1745 года издания. Рисунок из атласа прилагается к посту №28.
Для тех, до кого доходит туго, я повторю: на этой ветке не приветствуются оскорбления, хамство, клевета и огульные обвинения. На форуме предостаточно веток, где склочникам и троллям не возбраняется резвиться. Здесь же рекомендую всем держать себя в рамках элементарных приличий. Посты авторов, которые по скудоумию своему не могут усвоить это простейшее правило, я буду оставлять без внимания.
Тогда так и надо было писать: не переписку с Неучем надо читать, а только Ваши посты.
А то получается Неуч с Вами не согласен, Лесли,я, а вы их просто игнорируете.
А то получается Неуч с Вами не согласен, Лесли,я, а вы их просто игнорируете
Ну, вот умеете же по-человечески разговаривать. Если вы с чем-то не согласны - изложите свою мысль конкретней, и желательно без брани. В базаре я участвовать не буду. С чем вы не согласны из вашего поста №46 не ясно. Уточните и я, по возможности, вам отвечу.
Пояснение для тех, кому непонятно с какой целью была создана эта тема.
История Ахтарей, темна, загадочна и запутана. В ней много нестыковок и белых пятен. Для того, чтобы прояснить прошлое Ахтарей и открыта тема «Ахтарские древности».
От авторов требуется только одно: аргументировано изложить свою точку зрения или гипотезу. От обсуждающих: подвергнуть доказательства (не автора! его-то зачем?!) критике и, в процессе обсуждения (своего рода расследования), либо опровергнуть это предположение, либо согласиться с тем, что оно имеет право на существование.
Аргументы вроде: «это так потому, что Я так считаю» или «это брыхня, потому шо автор дурак», исключаются. Вопросы должны быть корректными и по существу. О троллинге и оскорблениях я уже достаточно пояснял. Кого устраивают такие правила – милости прошу.
Очевидно, что такой способ общения наиболее плодотворен. Хороший тому пример, результат дискуссии с НеучЪем об острове в Ахтарском заливе. Благодаря моему собеседнику, удалось установить точное название острова – Санат, за что я ему весьма признателен, ибо в свое время неверно истолковал малоразборчивую надпись в атласе и прочел ее, как Санор. Между тем, прежде мало кто хоть слово слышал о Санате или даже просто об острове у ахтарского побережья, а это как-никак часть нашей истории, и вот одним белым пятном стало меньше, правда, вопросов прибавилось. Так, по крупицам, совместными усилиями можно собрать хоть какую-то толику фактического материала по истории Ахтарей. В этом, и только в этом, заключается конечная цель обсуждений на ветке.
Dixi.
И снова о Санате. Привожу фрагменты: карты Роберта Ваугонди (1754 год) и Сантини (1784 год). Остров Санат указан красными стрелками. А также фрагмент карты Антонио Затта (1798 год). На ней остров Санат обозначен буквой I. ( от island – остров). Ахтарский залив – Aktar-Baktar ; Ахтари – Aktar. Вероятно, что Затта и Сантини опирались на данные отстоящие от времени издания своих карт на несколько десятилетий, поскольку на карте Трескота (1783 год) никакого острова в этом месте нет, хотя она и более точна, чем эти более поздние карты, на которых остров присутствует.
Возможно, кому-то проблема острова Санат кажется незначительной, однако, он, по моему мнению, является важным элементом для разрешения загадки Ромбитов. Но о них мы поговорим чуть позже.
Встретилась вот такая статья-объявление: В Темрюкском районе исследуют дома, сгоревшие в V веке до н.э.
На Таманском полуострове в мае открыли 12-й сезон Фанагорийской комплексной археологической экспедиции.
Основные работы проводят на Верхнем плато, на котором находится акрополь — центр античного города, Нижнем плато, Восточном некрополе и отдельных курганах, под водой и на сельской территории памятника. Исследования захватят площадь около 8 тыс. кв. м.
Археологи изучат квартал домов, сгоревших в пожаре в V в. до н.э., окрестности дворца царя Митридата VI Евпатора I в. до н.э., обнаруженного на акрополе в 2008 году. На Нижнем плато планируется вскрыть так называемые хазарские слои, относящиеся к VII — IX векам. Подводный отряд Фанагорийской экспедиции продолжит составление карты аномалий.
Полевой сезон продлится о конца лета. Планируется, что в раскопках примут участие около 250 человек. Среди них — научные сотрудники ИА РАН и других научных и учебных центров страны, студенты Кубанского государственного университета, Магнитогорского университета, вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Воронежа, учащиеся Екатеринодарской духовной семинарии, волонтеры из различных регионов России.
Сотрудники Фанагорийской экспедиции планируют начать подготовку к возобновлению археологических исследований на территории Усть-Лабинского района. В течение года они определят точные места для будущих раскопок, сообщает пресс-служба Историко-культурного наследия Кубани .
//www.opentown.org/news/75684/?fm=50955
Лет десять назад мне довелось случайно вместе со студентами-волонтерами попасть на эти раскопки.
Впечатления самые прекрасные и неожиданные. Только высадились мы на берегу возле раскопок, ступили на землю эту и мне показалось, что я тут была всегда. Интересно было впервые увидеть лежащими естественно, а не на витрине музея, древние предметы, расположение жилищ разной эпохи, которые размещались одно над другим, как в пироге. Античные колонны, расположенные в самом низу и упавшие на бок, показались фантастикой и нереальным чем-то. Для меня все это было где-то в книжках по истории искусств и в кино. А тут можно было потрогать все...
Кроме того, туда съезжалась совсем не тупая молодежь совершенно разных профессий, которая занимается раскопками во время отпуска, каникул. Естественно, было очень интересно и весело вечером послушать и ребят и руководивших раскопками преподавателей и специалистов.
Там очень интересно. А характер-то у меня - замечательный! Это просто у всех нервы какие-то слабые...
Сообщение отредактировал Tcheremis - Пятница, 29.05.2015, 07.41
Интересно было впервые увидеть лежащими естественно, а не на витрине музея, древние предметы, расположение жилищ разной эпохи, которые размещались одно над другим, как в пироге.
Вы, правы, изучать артефакты на месте много увлекательней, чем рассматривать оторванные от исторической почвы разрозненные фрагменты в музее. Создается ощущение, что прикасаясь к обломкам прошлого, прикасаешься к самой вечности. Жаль, что в наших краях не ведутся подобные изыскания, а ведь и у нас есть «слоеные пироги», толщиной в 5 тысяч лет. Хотя, может и не стоит тревожить покой мертвых ради удовлетворения научного любопытства. Чисто по-человечески.
Дата: Воскресенье, 31.05.2015, 02.17 | Сообщение # 54
Группа: Пользователи
Сообщений: 86
Статус: Offline
Общепринятое сегодня мнение, что река Большой Ромбит, впервые описанная Страбоном, соответствует реке Ея, на мой взгляд, не соответствует действительности. И вот почему.
Самой ранней картой Меотиды, на которой изображен Большой Ромбит является карта Птолемея (ок. 150 г.). Последующие известные карты, на которых изображена река с таким названием относятся к 16-17 веку. Наиболее значительный источник - так называемый «Атлас Меркатора» («Gerardus Mercator Atlas sive Cosmographicae Meditationes de Fabrica Mundi et Fabricati Figura»), изданный в 1585-95 годах. Здесь я не буду углубляться в его сравнительный анализ с другими атласами и картами, например, Массы, Вальдземюллера, Гастальди, Жерардо, Мюнстера, Дженингсона и проч. При желании можно самостоятельно просмотреть карты и убедиться, что карта Меркатора в одних случаях – более точна и подробна, а в других – служила основой.
У Меркатора река Rhombites major (Большой Ромбит) впадает у основания мыса, который заканчивается двумя островками: большим и маленьким. Сравним с описаниями Страбона:
«При плавании вдоль побережья, отправляясь из Танаиса, мы встречаем прежде всего на расстоянии 800 стадий реку под названием Большой Ромбит, где находятся самые большие места ловли рыбы, назначенной для засола… У тех, кто живет около Большого Ромбита, островки служат рыболовными стоянками» (География» кн. XI,4).
Эти островки мы и видим на карте Меркатора. Если мы сравним изображение с современной картой, то обнаружим сходство мыса на карте Меркатора с мысом, на котором расположена коса Долгая, а, значит, река Большой Ромбит соответствует гидросистеме: река Бейсуг - Бейсугский лиман, которая соединяется с Азовским морем в районе Ясенского залива (см. рис.). Что, собственно, и требовалось доказать.
Сейчас в Ахтарях идет борьба с чиновниками за спасение так называемой Шамрайки. Но мало кто знает, что эти водоемы являются реликтовыми фрагментами древней реки, некогда впадавшей в Азовское море, предположительно в районе нынешних очистных сооружений, где также прослеживаются ее остатки. По рассказам старожилов, в не столь отдаленном прошлом, эти водоемы еще составляли одну систему.
Вполне возможно - это остатки реки Теофанис, что обозначена на карте Птолемея (ок. 150 г.), к югу от Большого Ромбита. Имя Теофанис или Теофания (сложносоставное имя от древнегреческих: θεός — «бог, божество» + φαίνω — «светить, являть, показывать, обнаруживать»), можно перевести, как: Богоявленная река или река, в которой являются боги или Бог. Видимо, люди, жившие здесь двадцать веков назад, почитали Теофанис как священную реку, где обитали дочери Зевса - наяды или иные речные божества, поэтому и дали ей такое поэтическое название. Судя по карте, в те отдаленные времена Теофанис была довольно значительной рекой, даже если сравнивать ее с Ромбитами. За полторы тысячи лет она обмелела и в атласе Меркатора (1595 г.) уже отмечена, как крошечная, микроскопическая речушка. Просто удивительно, что столь малозначимый объект вообще нанесли на карту. Но, наверное, у картографов были на то свои веские основания, о которых мы, скорее всего никогда ничего не узнаем. Теперь же от нее и вовсе остались только отдельные водоемы под не очень благозвучным названием. Так, всего лишь за две тысячи лет, священная Теофания превратилась в забытую Богом Шамрайку, где вместо прелестных наяд обитают пучеглазые лягушки.
На ветке «Спасемте «Шамрайку»» идет сбор подписей в защиту Шамрайки. Желающие могут поучаствовать.
P.S.: Одно из значений украинского слова «шамраить» - «шелестеть», очевидно название: Шамрайка пошло от шелестящих на ветру камышей, обильно растущих по берегам водоемов.
На рисунке: Шамрайка и водоем в районе очистных - предполагаемые реликты Теофании.
Пояснительный рисунок с посту №55
Вверху фрагмент карты Птолемея, внизу – увеличенный фрагмент карты Меркатора. Фрагменты отредактированы для простоты понимания вопроса.
Шерлок, с вашими чудными рассказами про наши древние места, прекрасные реки с наядами просто с ума можно сойти
В позднем названии реки оказались "шуршащие камыши"... Вы меня просто сразили наповал. Прямо японскую живопись представляю, мурашки по коже от гармонии. Непрывычное, непонятного доселе слово "шамрайка" проявилось и стало очевидно, что оно даже созвучно своему значению. Конечно - шуршащие камыши, до самого сегодняшнего времени это все сохранилось... Как жаль, что засыпают и застраивают... Теперь еще больше жаль. Самое обидное, что застройщики искренне думают, что они созидают.
А могла бы стать Шамрайка местом туристического паломничества. Тем более, что она еще и Теофания.
Надеюсь, что эти сплошные кровельные центры, пожирающие берега древней реки с шуршащим названием, не переживут ее.
Дата: Воскресенье, 07.06.2015, 00.04 | Сообщение # 58
Группа: Пользователи
Сообщений: 86
Статус: Offline
Tcheremis, борьба ваша благородна, но, при таком положении вещей шансов на успех у вас практически нет. Разве, что случится чудо. Или боги древней реки разгневаются и покарают олухов, которые засыпают их последний приют мусором и щебенкой. Реальность такова, что сами горожане не понимают о чем идет речь. Они думают: ну, есть лужа поросшая камышом. Почему бы ее не засыпать? Авось и комаров меньше станет. Даже жители домов, расположенных на берегах Шамрайки, не понимают, что у них под носом находится настоящее сокровище – крошечное озерцо, подпитываемое, по-видимому, подземными ключами. Буржуи роют себе пруды за громадные деньги, а им такое чудо даром досталось. Можно почистить от мусора прилегающую территорию, да и сам водоем? При желании – безусловно. Я не знаю, какая там сейчас вода – раньше была пресная. Можно, если вода пресная, развести рыбу? Конечно. Карпы прекрасно чувствуют себя в таких водоемах. Вообще, можно много чего сделать при желании и уме даже небольшой организованной и инициативной группе энтузиастов. И необязательно тратить на это миллионы. Люди должны понять, в чем заключается ценность Шамрайки, что это не просто грязная лужа, в которую они сами же ее и превратили, а маленькое озеро с удивительной историей. И если они это поймут, то, конечно же, поддержат вас не только подписями, но и участием в ваших мероприятиях, люди у нас отзывчивые, особенно молодежь, которую обязательно нужно привлечь к этому благородному делу. Нужно устраивать субботники, акции, вывешивать плакаты, писать статьи и выступать по местному ТВ. А когда общественная активность приобретет соответствующий масштаб, тогда и до чиновников дойдет, чего собственно от них хотят горожане, отстаивающие Шамрайку, и возможно пойдут им навстречу. Необходимо изменить общественное мнение, в котором представление о Шамрайке очень туманное и отчасти негативное. Помнится, в Ахтарях прежде бытовало местное выражение: «Чеши раком на Шамрайку» в смысле «Вали отсюда». На мой взгляд, единственный способ спасти Шамрайку это просветительская деятельность плюс дела, пусть маленькие, вроде зачистки берегов от мусора, но реальные. Иного способа сберечь этот древний реликт я не вижу. Уверен, если удастся спасти озерцо - оно стократ отблагодарит людей за заботу.
Р.S.: Нет сомнений в том, что Теофанию погубили люди. Судя по всему, река эта питалась главным образом от подземных ключей, а не от горных ледников и источников. А такая река очень чувствительна к переменам в окружающем ее ландшафте. В древности она, видимо, протекала не по голой, открытой всем ветрам и палящему солнцу, степи, а по лесистой местности. Как это не парадоксально звучит, но еще каких-нибудь 350 лет назад, Приазовская равнина была покрыта лесами. Вряд ли это были густые чащобы и дремучие боры, скорее всего – мелколесье и кустарники, хотя такие деревья как дуб, акация, тополь, осина, клен, ясень и т.п. не такие уж и мелкие. Вот под сенью этих лесов и текла Теофания защищенная прохладой листвы от прямых лучей солнца и степных суховеев. Но деревья вырубили, земли распахали и река умерла. То, что от нее осталось можно назвать разве что озерцами и болотцами. Может, есть смысл сберечь хоть эти остатки священной реки? В конце концов, это часть живой истории нашей земли и будет жаль, если от нее останется только засыпанная щебнем площадка – безликая могила последней речной нимфы Теофании.
Р.P.S.: Приазовские леса не миф, в частности, они обозначены на картах Блау (1640-70) и Николя Сансона (1665 и 1692) годов. В ссылках приведены фрагменты карт Сансона.
Дата: Воскресенье, 07.06.2015, 18.34 | Сообщение # 59
Группа: "ОПУЩЕННЫЕ"
Сообщений: 9
Статус: Offline
ЦитатаШерлок ()
Но, зачем вы мне в этом признаетесь?
Шерлок, мы знаем кто есть кто и нам с тобой не стоит выяснять отношения. Я тебе благодарен за многие твои мысли. Ты очень умен...
Мне понравились твои коментарии в отношении наших депутатов...
Дай Бог здоровья тебе и твоей семье! Я дебил.